Подержанные автомобили

 

Без напряжения (Сравнительный тест VW Tiguan, Land Rover Freelander и Nissan X-Trail)

 

Эластичные двигатели и коробки-автоматы этих полноприводников обещают максимум комфортабельности. Однако какой из них может претендовать на звание лучшего?

По мощности VW Tiguan 2.0 TSI в 200 л.с. находится посредине. Land Rover пытается обогнать конкурентов со своими 233 л.с. А то, что 169-сильный Nissan якобы едет сзади, - заблуждение

Уже на первых моторизованных каретах конца позапрошлого века приходилось выжимать сцепление и переключать передачи. Американцы практически отказались от подобных манипуляций в 50-е годы прошлого столетия, а вот европейским автомобилистам пришлось следовать традиции вплоть до недавнего времени. Подоплека такой преданности тривиальна: для использования в тандеме с автоматической коробкой передач мотору нужна большая мощность. Но если у американцев на двигатели с большим рабочим объемом нет никаких ограничений, то в Европе мощные моторы традиционно облагались высокими налогами.

Технический прогресс поспособствовал тому, чтобы современные инженеры вплотную занялись совершенствованием автоматических коробок передач для минимизации потерь коэффициента их полезного действия. Однако, несмотря на все их усилия, автомобиль с АКПП по-прежнему расходует топлива больше, чем такой же, но сагрегатированный с «механикой». И не стоит уличать производителя в неточностях, если на основании сравнения нормированного расхода он утверждает обратное. Просто он умалчивает о том, что свои замеры он делал в полностью автоматическом режиме АКПП. Она может переключаться так, как хочет, тогда как механические коробки передач в этом цикле зачастую вынуждены ехать на фиксированных передачах. В результате более высокая частота вращения двигателя и приводит к повышенному расходу.


Этот сравнительный тест не что иное, как сопоставление различных систем для двигателя и привода. Его участники Land Rover, Nissan и VW стремятся быть комфортабельными, резвыми и экономичными. Но каждый из них идет к своей цели собственным путем. Изначально Land Rover и VW могут показаться очень похожими технически. Оба комбинируют поперечно установленные двигатели с традиционной 6-ступенчатой автоматической коробкой передач с трансформатором. Если сравнивать с автомобилем, оснащенным «механикой», то трансформатор крутящего момента масляным насос-турбиной заменяет механическое фрикционное сцепление. Без трения и очень комфортно, но с ужасающими потерями коэффициента полезного действия. Чтобы их минимизировать, на более высоких скоростях гидротрансформатор просто блокируется.



По-своему решает вопрос Nissan. Для своего X-Trail он, как и VW, использует 4-цилиндровик, но отказывается от помощи турбонаддува, а просто увеличивает рабочий объем на пол-литра, доведя его до 2,5 л и получая на выходе всего 169 л.с. Для рационального сжигания топлива Nissan не только поступается массой, но и прибегает к абсолютно иной конструкции коробки-автомата. Вместо трансформатора и 6-ступенчатой планетарной передачи у него электромагнитное сцепление, включаемое при трогании с места, и бесступенчатый вариатор.

Если говорить о ценах, то здесь различия принципиальные. Если Land Rover оценивает свой Freelander 3.2 i6 в немалые €39180, то базовый VW Tiguan 2.0 TSI дешевле почти на €12 тыс. Но счета сравниваются, поскольку «англичанин» изначально укомплектован многим из того, что для VW придется заказывать отдельно: коробкой-автоматом, 17-дюймовыми дисками, климат-контролем, докаткой, круиз-контролем, противотуманными фарами. Так же существенно «британец» опережает и X-Trail по ценовым показателем, за который в базовой комплектации с автоматической коробкой передач дилеры просят около €28200. Недостатки Land Rover, с точки зрения потенциального владельца, усугубляет и более высокий расход бензина. Роскошный 6-цилиндровик «британца» далеко не пропойца, но потребляет он все же, как минимум, на литр больше, чем конкуренты с их 4-цилиндровыми моторами.


Впрочем, категоричность в отношении Land Rover явно неуместна. Он проигрывает конкурентам в категории расходов, но у того, кто может себе его позволить, найдется немало причин для радости. Свою долю положительных эмоций вносит и двигатель.

Рядный 6-цилиндровик не только подкупает своей мощной хрипотцой, но и проявляет должную силу, суверенно выступая в любом частотном диапазоне. При этом он рационально и комфортабельно работает на пару с серийной коробкой-автоматом, а корректно функционирующий ручной режим не возражает против индивидуальной манеры езды.

Комфортабельный приводной тандем находит свое продолжение в умело настроенной подвеске, которая в этом плане устанавливает масштабы для автомобилей такого класса. А то, что Land Rover на крутых виражах не самый стремительный, воспринимается скорее как черта характера, а не как недостаток.


Убеждает также светлый и стильно оборудованный салон, во всяком случае, спереди, где в распоряжение предоставляется места более чем достаточно. В задней части салона удобные подушки тоже приглашают задержаться подольше, но здесь комфортабельность ограничивает тесное пространство в области коленей.

В жестких условиях эксплуатации он не позорит свое родовое имя. Его 559 кг полезной нагрузки и две тонны массы буксируемого груза убеждают так же хорошо, как и превосходящая средний уровень внедорожная проходимость. Действенный и замечательно настроенный полный привод вкупе с очень достойным дорожным просветом и кузовом удачной формы позволяют Freelander'y продвинуться далеко вперед на плохих дорогах. В преодолении внедорожных ловушек автоматической коробке передач помогает и трансформатор, потому что он позволяет осуществлять необходимые маневры при трогании с места без износа сцепления.

А ведь именно в этом и состоит основная проблема Nissan X-Trail 2.5 с бесступенчатым вариатором. Такие коробки передач считаются чудом коэффициента полезного действия, но в условиях тяжелой эксплуатации они не выдерживают. С «автоматом» Nissan рекомендует только 1350 кг массы буксируемого груза, зато версия с механической коробкой передач способна взять на прицеп две тонны. На бездорожье также рано обнаруживаются пределы возможностей автоматического сцепления, включаемого при трогании с места. Частые старты на крутых подъемах значительно сокращают срок службы таких сцеплений. В тестовом автомобиле сцепление после нескольких экстремальных экспериментов выдохлось, и Nissan остановился там, где Land Rover и VW продолжали бодро взбираться вверх.

Land Rover проигрывает тест, но только потому, что затраты на его приобретение и содержание оказываются гораздо выше, чем у конкурентов. В остальном же с ним не возникает проблем, к тому же он привлекает высоким комфортом. Самым выгодным предложением оказался Nissan - комфортабельное, средство передвижения, но не тягач грузов. А победителем стал VW, у которого нам не удалось обнаружить явных недостатков. Но производителю стоит учесть, что комплектации конкурентов гораздо разнообразнее.

Зато на дороге у такой коробки передач есть свои преимущества. Вместе с экономичным 4-цилиндровым двигателем, а также благодаря уменьшенной массе автомобиля она позволяет хорошие динамические свойства при низком расходе. Несмотря на разницу в 64 силы, Nissan ускоряется не менее резво, чем Land Rover, масса которого на 334 кг(!) больше. При одинаковой манере езды «японец» экономит своему владельцу на каждой сотне километров около 1,5 л топлива, а в городском трафике разрыв в цифрах еще возрастает. Таким образом, бесступенчатый вариатор достаточно умело функционирует почти во всех ситуациях и позволяет двигателю тянуть на низких оборотах везде, где это возможно.

Нужно только привыкнуть к странной акустике. На основании шума двигателя нельзя напрямую судить о скорости. При ускорении частота вращения остается практически постоянной, однако скорость увеличивается благодаря бесступенчатому вариатору, непрерывно подбирающему оптимальное передаточное число. Зато удачная прошивка блока управления способствует эффективному режиму торможения двигателем. При желании можно перейти на ручной режим, который допускает скачки между шестью фиксированными интервалами передаточных чисел.

Ручной режим отлично функционирует, но при этом двигатель должен работать на частоте не ниже 1800 оборотов. Во всяком случае, комфортабельная езда на этом Nissan'e и с этой комбинацией двигатель-коробка передач вполне реальна. Только начиная с отметки в 5000 оборотов, 4-цилиндровик становится немного грубоватым и назойливым. Зато привлекает комфортность подвески, которая только на коротких неровностях дорожного покрытия немного уступает Land Rover.


Светлый салон X-Trail убеждает многочисленными полочками и простыми органами управления. Но свободы для коленей сзади явно не хватает, а большой багажный отсек не может использоваться в полном объеме из-за малой полезной нагрузки - всего 438 кг.

В этом плане VW не в чем упрекнуть. Он комбинирует высокую полезную нагрузку с 2,2 тоннами массы буксируемого груза, приличный багажный отсек с большой вместимостью в задней части салона. И все это на оптимальной для парковки площади. Кстати, в нашем тесте VW Tiguan оказался самым управляемым, что в немалой степени связано с его подвеской - жесткой, но не твердой, с избыточной поворачиваемостью и не нервной.

Комбинация двигателя и коробки передач на VW практически не вызывает критических замечаний, скорее наоборот. После крошечной турбоямы двухлитровый бензиновый агрегат резко рвется вперед, но не лихорадочно, с легкостью обходя своих конкурентов. В том числе и Land Rover, который номинально на 33 л. с. мощнее. Последний в верхнем скоростном диапазоне не ладит с интервалами передаточных чисел своей автоматической коробки передач, тогда как «автомат» VW Tiguan знает, как правильно использовать потенциал двигателя. При спокойной манере езды коробка-автомат образцово рано переключается вверх VW опережает Land Rover, который на 33 л. с. мощнее и часто использует экономящую топливо блокировку гидротрансформатора. Ручной режим переключения автоматической коробки передач потребуется только водителям с сугубо индивидуальным мнением по поводу характера переключения. Но и они останутся довольны работой «автомата», потому что и в ручном режиме АКПП почти всегда позволит им выбрать то, что хочется.


В тесте VW с автоматической коробкой передач довольствовался 11 л на каждую «сотню». Тем самым, он на добрых пол-литра прожорливее Nissan'a, но все же на целый литр экономнее, чем тяжелый Land Rover. Впрочем, тяга к топливному мотовству проявляется у 200-сильного VW только в том случае, если на нем постоянно ездить со скоростью свыше 180 км/ч.

Хотя полный привод VW для мягкого грунта настроен менее удачно, чем у Land Rover, но Tiguan'y в этих условиях помогает меньшая на 282 кг масса. При трогании с места на крутых подъемах проявляется хорошо настроенное взаимодействие коробки-автомата и двигателя. После маленькой турбоямы VW начинает движение даже решительнее, чем Land Rover. Причина в том, что VW использует на Tiguan'e традиционную автоматическую коробку передач с трансформатором - потому что она обещает больше прочности, чем коробка передач с двойным сцеплением или бесступенчатый вариатор, обладающие более высоким коэффициентом полезного действия.


 

AutoBild 4x4 2009 01

Хостинг от uCoz