|
Современный автомобиль с его колоссальным по мощности энерговооружением как никогда нуждается в стабильном и надежном источнике электрического тока. Времена магнето и простых механических топливных насосов высокого давления, для работы которых не требовался источник электрического тока, безвозвратно канули в лету. Сегодня практически любой системой автомобиля управляет сложная электроника, которая нуждается в непрерывном питании электроэнергией. Что уж говорить о том, что центральный компьютер «мозги»
не любит перепадов напряжения и может просто отключиться или выйти из строя. А это уже обернется для владельца авто очень большими расходами. Увы, но даже самые современные, изготовленные по последнему слову техники генераторы не могут гарантировать того, что бортовая сеть авто всегда будет запитана током. Как и любой навесной агрегат двигателя внутреннего сгорания, генератор может выйти из строя. Причем поломка не всегда сопряжена с электрической частью прибора.
Так из-за перетяжки приводного ремня, которая может возникнуть при отсутствии в приводе автоматических регуляторов натяжения, на первом месте в группе риска стоят подшипники. И это несмотря на то, что в современных агрегатах практически повсеместно используются новейшие конструктивные закрытого типа узлы, в которые при производстве закладывается пожизненный срок смазки. Как показывает практика, если при проведении работ по техническому обслуживанию автомобиля механики соблюдали усилие натяжения ремня, то подшипники исправно служили по 150-200 тыс. км. То есть, если электрика не преподносила сюрпризов, то про генератор владелец машины не вспоминал до самой ее продажи.
Увы, но электрика не является сильным звеном генераторов и способна преподнести сюрпризы, особенно если владелец авто допускал при эксплуатации машины ряд непростительных ошибок. Например, при замене аккумуляторной батареи или монтаже снятой для подзарядки АКБ «чайник» мог перепутать местами «плюсовой» и «массовый» вывод (клемму), устроив так называемую «переполюсовку». Такой неожиданный сюрприз также ожидает и тех, кто перепутает полюса, дав «прикурить» машине с севшим аккумулятором. Как правило, при «переполюсовке» сгорают: диодный мост, реле-регулятор, обмотка статора. В зависимости от того, какая деталь вышла из строя, будет зависеть стоимость ремонта и время на него потраченное. Однако даже в самом плохом случае переборка генератора в специализированной мастерской займет от двух до трех часов, поэтому в случае крайней нужды поломка
произошла вдалеке от дома автовладелец потеряет на ремонт своей машины не много времени. Главное, чтобы эта самая специализированная мастерская оказалась под боком.
Кстати, если аккумулятор вашей машины стал быстро разряжаться, то чем быстрее вы его замените новым, тем больше шансов у генератора не сгореть от чрезмерной нагрузки. Судите сами, пораженная сульфатацией пластин АКБ нагружает генератор дополнительно несколькими десятками ампер. А если бортовая «электростанция» при этом питает еще и массу дополнительных потребителей, как то: обогрев стекол и сидений, акустическую систему, а помимо основных фар включены и противотуманные, то от такой нагрузки генератор может перегреться и выйти из строя. Недаром современные машины бизнес и премиум класса оснащаются генераторами, имеющими водяное(!) охлаждение. И, разумеется, не назвать главных врага генераторов влагу и химические противогололедные реагенты -мы попросту не имеем права. Причем, для того чтобы генератор «коротнул», его не обязательно опускать в лужу. Хотя случаев подтопления городских улиц предостаточно. Для того чтобы «подмочить репутацию» агрегату его достаточно искупать при мойке мотора. И хуже всего, если мойщики делали это с применением химии, являющейся хорошим проводником, а после водных процедур не удосужились даже просушить или хотя бы продуть агрегат сжатым воздухом из компрессора. И, наконец, последняя, но очень распространенная причина выхода из строя генераторов это проверка их работоспособности путем отключения клеммы аккумулятора. Из-за следующего за этим скачка напряжения вероятность выхода из строя выпрямителя (сгорают диоды) или реле-регулятора очень высока.
При оценке рентабельности ремонта генератора прежде всего необходимо сравнить стоимость работ с ценой нового агрегата от альтернативного производителя. Во многих случаях разница окажется не столь значительной, чтобы тратить время на ремонт. Особенно это актуально при поломке агрегата в пути, вдали от дома. Если же был выбран путь восстановления, то необходимо узнать какие комплектующие при этом будут использоваться. Ведь от качества запасных частей не в последнюю очередь зависит и конечный результат. Само собой разумеется, квалификация мастера, производящего работу, также играет первостепенную роль.
Времена, когда российский рынок автомобильных компонентов и запасных частей был в буквальном смысле завален китайским ширпотребом, прошли. Отчасти этому поспособствовал разразившийся четыре года назад кризис. Сегодня оставшиеся в бизнесе компании предпочитают работать по большей части с брендовыми продуктами. Так, одним из известных производителей генераторов, успешно продаваемых на российском рынке, является компания Unipoint (Тайвань), которая была основана в 1972 году в городе Shenzhen (провинция Guangdong). В среднем Unipoint внедряет около 300 новых изделий ежегодно, при этом качество продукции неизменно растет. К слову, фирма около года назад стала подразделением фирмы Bosch. О чем это говорит? О том, что предприятие, которому, надо заметить, уже порядка пятидесяти лет, выпускает продукцию достойного качества и имеет высокий потенциал, что и было оценено всемирно известным немецким концерном. Недаром основные поставки продукции Unipoint осуществлялись на рынок Соединенных Штатов Америки. А уж американские потребители с их мощной судебной системой бракодела разорили бы в момент.
Еще одним пользующимся доверием у автовладельцев брендом можно считать итальянскую компанию Ghibaudi. Как показали
многочисленные испытания, в том числе дорожные, в суровых российских условиях эксплуатации качество ее продукции соответствует лучшим европейским образцам. Весьма приличного качества автокомпоненты выпускают фирмы Mobiletron и WAIGlobal. Кстати, с точки зрения закупок запасных частей, которые производят ремонтные мастерские, ценовая разница между брендовыми и агрегатами всех остальных производителей при оперировании оптовыми объемами совсем не велика. Именно поэтому в рознице ряд фирм имеет возможность держать достаточно низкие цены, перебивая спрос на дешевый китайский ширпотреб.
Другой пример, когда реализация качественного товара приносит выгоду как продавцу, так и сервисмену. Допустим для замены генератора на станцию технического обслуживания пришел автомобиль BMW 745 2010 года выпуска. Сама только операция демонтажа/монтажа генератора обойдется его владельцу примерно в 4000 руб. В случае установки на машину китайского аналога генератора агрегат может выйти из строя раньше, чем закончится гарантийный срок. Вопрос кто будет оплачивать повторную работу по монтажу/демонтажу? Тот, кто дал гарантию! Причем клиент сегодня всегда прав -так говорит закон о защите его прав, а значит, дело может дойти и до «разбора полетов» у мирового судьи. Кому была выгодна такая экономия?
Идем дальше. Допустим, владелец коммерческого автомобиля установил взамен сгоревшего, фирменного генератора альтернативу от неизвестного китайского производителя. Цена оригинала 20 000 рублей, а аналог обошелся в 10 000 «рэ» с установкой. Казалось бы проблема решена. Однако в случае отказа генератора, машина посреди маршрута встает к обочине с грузом, скажем, на миллионы рублей из-за того, что в бортовой сети пропало напряжение. На аккумуляторах, даже новых и полностью
заряженных дойти до ближайшего сервиса удается не всегда. Современные дизели, управляемые электроникой, не работают без электричества, а потребляют его десятками Ампер. В итоге товар может быть либо испорчен, либо разворован. Где экономия? Кто крайний?
Кстати, у «свежих» разработок от именитых компаний есть конструктивные проколы. Примеров тому масса. Однако серьезная фирма не просто признает просчеты, но и отвечает по ним рублем, долларом, евро. А это уже совсем иное дело. Попробуйте добиться компенсации от малоизвестной китайской фирмы потратите больше на адвокатов и юристов. Кстати, как только у какого-либо поставщика на конвейер происходит осечка, его место тут же занимает другой с более удачной конструкцией агрегата. То же самое явление наблюдается и на рынке запасных частей. Слабые генераторы, плохо работающие в суровых российских условиях, всегда имеют альтернативу среди продукции конкурентов. И мы эти слабые звенья хорошо знаем так же, как и то, чем их заменить.
Скажем больше чем сложнее машина, тем меньшей надежностью она обладает. Это в полной мере относится и к генераторам. Судите сами, с ростом количества потребителей электроэнергии растет и мощность агрегатов, а зачастую место для их размещения под капотом авто остается прежним. То есть добиться увеличения мощности установки увеличением ее габаритов не удается. Конструкторы вынуждены применять более современные технологии и дорогие материалы, внедрять водяное охлаждение(!), чтобы снизить тепловую нагрузку, менять производственную цепь, а любое изменение требует отладки, корректировки, выверки, и в процессе этом возможны сбои. Пока все не выйдет на нормальный ритм, на машины и в запасные части будут попадать генераторы с высокой степенью отказов.
|
|