| |
TUV -
эта аббревиатура означает Technischer Oberwachungsverein, то есть Союз
технического надзора. Региональные союзы TUV были созданы в Германии в середине
позапрошлого столетия для инженерного контроля паровых машин и за 150 лет
выросли в мощные компании, занимающиеся техническим аудитом и сертификацией. В
Германии ТЮФы наряду с союзом DEKRA уполномочены проводить техосмотр
автотранспорта, который раз в два года обязан проходить любой немецкий легковой
автомобиль старше трех лет. Каждый TUV (сейчас на рынке доминируют три
конгломерата, самый крупный из которых — TUV SUD) владеет сетью пунктов
инструментального контроля, где состояние машины оценивается по сотне с лишним
позиций. Эксперты ищут повреждения и коррозию рамы или несущих частей кузова,
проверяют состояние подвески, люфт рулевого управления, работу световых
приборов, эффективность тормозов и целостность трубок и шлангов тормозной
системы, а также токсичность отработавших газов и исправность системы выпуска.
Автомобили с отклонениями от нормы не получают цветной наклейки TUV на номерной
знак — их владельцам приходится устранять неисправности и повторно проходить
техническую инспекцию.
Год за годом эксперты TUV ведут подробную статистику таких отказов, которая
публикуется в немецкой прессе в виде некоего рейтинга надежности. То есть
рейтинг автомобиля Kia Carnival в 25,1% означает, что ровно четверть всех машин
этой модели, которые приезжали на пункты техосмотра, были отправлены на сервис
для устранения неисправностей.
Все проверенные автомобили разделены на группы по годам выпуска: машины в
возрасте 2—3 года, 4—5 лет, 6—7 лет, 8—9 лет и последняя группа — 10—11 лет.
Более «пожилые» автомобили, естественно, тоже проходят техосмотр, но в рейтинг
TUV не включаются. Ведь с возрастом машины на ее техническое состояние все
сильнее влияют «посторонние» факторы: аварии, некачественный сервис, экономия на
запчастях...
В нынешний рейтинг TUV вошли 186 самых массовых моделей 25 марок, официально
представленных в Германии, - именно поэтому информация о надежности, к примеру автомобилей Saab, Mini, Land
Rover и Range Rover, осталась «за кадром». Всего с июля 2005 по июнь 2006 года
на пунктах TUV было проверено около 7 млн машин. Мы решили указать процент
отказов по каждой марке в среднем, без разбивки по моделям - только в пределах каждой возрастной группы. А общий рейтинг выстроен по
среднему проценту отказов за все обозреваемые 11 лет.
Можно ли судить по этому
показателю о надежности машин той или иной марки? Только косвенно. Например, за
рамками техосмотра остается детальная оценка силового агрегата — двигатель и
трансмиссия оцениваются только внешне, на предмет наличия утечек масла. Кроме
того, причины отказа в выдаче наклейки TUV могут иметь случайный характер.
Например, машину отправили на регулировку фар — это не «вина» самой машины, а
следствие плохой работы сервисменов, которые меняли головную оптику после
аварии. Или другой пример: люфт в шарнирах подвески после пробега 120 тысяч км в
результате скупости владельца, который не внял советам механиков и не потратился
на переборку ходовой части.
В этом смысле показательно лидерство марки Porsche - такие машины, как правило,
покупают люди сведущие в хорошей технике (во всяком случае, если речь идет о
купе 911 и родстерах Boxster). Поэтому и следят за ними соответственно: процент
отказов в техосмотре не превышает 6,5% вне зависимости от возраста машины! Кроме
того, на техническое состояние очевидным образом влияют особенности работы
сервисной сети той или иной марки в Германии.
Поэтому и на Россию немецкий опыт можно переносить с известной долей
осторожности - у нас и дороги другие, и сервис...
Но в целом картина сходится с многими подобными рейтингами надежности: в десятку
самых надежных, по версии TUV, вошли шесть японских компаний, слегка
«разбавленных» марками Porsche, Mercedes-Benz, Volvo и Audi. Худший из «японцев»
— Nissan — на приличном 11-м месте, что очень далеко от родственной марки
Renault в самом конце рейтинга (предпоследнее место, 20,8% отказов). Хуже, чем
Renault, только Chrysler: эксперты TUV «завернули» примерно четверть всех машин.
Среди записных «отказников» — автомобили Citroen и Peugeot (17—18-е места), Alfa
Romeo и Fiat (16-е и 23-е место соответственно), Ford (20-е место)... Даже дуэт
Kia-Hyundai не блещет, занимая 21—22-е места.
Мы решили сопроводить рейтинг каждой марки короткими комментариями экспертов TUV,
которые проливают свет на особенности той или иной модели. Но повторим: не стоит
считать этот обзор истиной в последней инстанции. Особенно в России.
Марка Porsche (в среднем 5,3% отказов) — безоговорочный лидер. Причем с
возрастом процент отказов в выдаче наклейки техосмотра возрастает ненамного, а
для старых машин Porsche 911 серии 993 (1993—1998) даже снижается, что вызвало
особое уважение экпер-тов TUV. Видимо, сказываются и высокое качество
изготовления автомобилей Porsche, и тщательный уход за ними.
Автомобили Subaru (8,3%) зарекомендовали себя в Германии наилучшим образом —
лидерство среди «массовых» брендов! У Subaru Legacy инженеры TUV отметили только
две хронические «болезни»: задняя подвеска и приводные валы. A Forester получал
отказы из-за неполадок в бортовой электронике и неисправностей задних фонарей.
Toyota всегда славилась своей надежностью. Например, «малыш» Yaris первого
поколения проявил себя очень долговечным, равно как и Corolla: с возрастом
процент отказов почти не растет. Надо только следить за тормозами и системой
освещения. Особых похвал удостоился Avensis, a Toyota RAV4 первого поколения
(образца 1994 года) вообще заняла первое место в категории машин в возрасте 6—7
лет.
Mercedes-Benz подтвердил свою репутацию солидного производителя: родстеры SL и
SLK входят в десятку лучших почти во всех возрастных категориях. У машин
С-класса эксперты советуют обратить внимание лишь на люфт руля и на состояние
тормозных магистралей машин старше семи лет. Эта троица и «вытащила» марку на
4-е место, поскольку прочие модели не столь хороши. «Глазастый» Mercedes
Е-класса серии W210 заслужил звание «первого Мерседеса, который ржавеет»:
коррозия поражает дверные проемы, опоры двигателя и пружин подвески, а также
крышку багажника. Нынешнее поколение Е-класса (W211) отличается частыми
дефектами бортовой электроники и тормозной электрогидравлической системы SBC.
S-класс зарекомендовал себя лучше. Но у старых машин серии W140 изнашивается
рулевой механизм, есть проблемы с электрооборудованием. У предпоследнего
поколения (W220) слабое место — электроника, отмечены утечки воздуха из
пневмоподвески. Интересно, что старые внедорожники М-класса получают отказы в
выдаче наклейки техосмотра гораздо реже трехлетних машин.
Mazda модели 323 проходит техосмотр почти без проблем, хотя отмечены отказы
из-за состояния тормозов, задней подвески и системы выпуска. Не менее лестны
отзывы экспертов TUV об автомобилях Mazda 626 и Mazda 6. А универсальчики Demio
и Premacy и вовсе стали лучшими среди микровэнов.
Honda тоже делает надежные автомобили — инженеры TUV отметили лишь дефекты
полуосей и передней подвески у Сивиков старше семи лет. A Accord к десяти годам
требует замены тормозных трубок и глушителя.
Автомобили Mitsubishi уверенно держатся в середнячках, но с возрастом уходят в
конец списка. Самые частые причины отказов при техосмотре — коррозия силовых
элементов кузова (этим не «больна» разве что Carisma), неисправности световых
приборов, рулевого управления и подвески.
Марка Volvo тоже не замечена в ненадежности. При осмотре у машин серии
S40/V40 находят проблемы с системой освещения и подвеской, у автомобилей серий
S60, V70 и 850 встречаются неработающий «ручник», люфты в рулевом управлении и
подвеске. Большие Volvo S80/S90—V90/940—960 не проходят техосмотр тоже весьма
редко — в основном из-за подвесочных проблем.
Audi: новые машины уверенно держатся в лидерах списка, а вот с возрастом
начинаются проблемы. Например, у хэтч-беков A3 старше трех лет есть проблемы с
задними тормозами. Седаны и универсалы А4 начинают испытывать трудности с
подвеской и рулевым управлением лишь к семи годам. У Audi A6 уже в пятилетнем
возрасте встречаются люфты в рулевом управлении и повреждения тормозных трубок и
шлангов, к десяти годам начинает сдавать и подвеска. Большие седаны А8 показали
себя неплохо: к пяти годам появляется лишь люфт руля. Купе Audi TT: есть
неисправности рулевого механизма и световых приборов уже в трехлетнем возрасте.
Зато эксперты TUV особо отметили высокую антикоррозийную стойкость кузовов Audi.
У Suzuki особых проблем нет. «Малютка» Jimny уверенно держится в верхних
строчках проверочных ведомостей, и разве что Vitara и Grand Vitara страдают от
коррозии рамы и тормозных магистралей, а также течей масла.Nissan: владельцы
машин не испытывают особых проблем с техосмотром — особенно если это Almera,
X-Trail и новая Micra. Но старая Micra образца 1993— 2002 годов страдает
повышенной коррозией, а к новым седанам Primera есть претензии из-за состояния
подвески.
Volkswagen оказался в середине списка. Автомобили гольф-семейства иногда не
могли пройти техосмотр в основном из-за поломок в задней подвеске и тормозах,
для старых машин характерны проблемы с освещением. «Четвертый» Passat слишком
стар, но машины пятого поколения ведут себя неплохо — причем трех-, пятилетние
автомобили лучше прежних из-за серьезной модернизации шасси и тормозов. А вот
однообъемник Sharan, как и его собратья Ford Galaxy и Seat Alhambra, -
проблемные автомобили: здесь неисправности подвески, и рулевого управления, и
тормозов, и выпускной системы...
Opel тоже ходит в середнячках: чем старше машина, тем больше к ней претензий.
Зато компактвэн Meriva — лучший в группе машин до трех лет. А самым «ужасным»
стал внедорожник Frontera с целым букетом неисправностей — от ржавой рамы до
течей масла из трансмиссии.
Автомобили BMW на немецких пунктах инструментального контроля «заворачивают»
нередко. У машин всех серий — третьей, пятой и седьмой - уже
в трехлетнем возрасте отмечаются проблемы с подвеской, которые с возрастом
только прогрессируют. К ним добавляются еше неисправности светотехники. А вот
кроссовер BMW X5 в Германии показал себя гораздо лучше.
Skoda после перехода под крыло Фольксвагена улучшила качество автомобилей. Если
Felicia преподносит букет проблем, то Fabia выглядит с точки зрения надежности
очень привлекательно. Да и Octavia не отстает — основные замечания относятся к
тормозам и световым приборам.
Автомобили Alfa Romeo никогда не отличались высокой надежностью, поэтому
уверенно расположились во второй десятке рейтинга. Основные претензии — к
состоянию задней подвески и работе световых приборов. Добавьте сюда прогоревшие
глушители, а с возрастом — и неважное состояние тормозных магистралей хэтчбеков
серий 146/147.
Citroen проблемен — чем старше автомобиль, тем больше. У «полушарика» СЗ уже
отмечены отказы из-за состояния передней подвески и систем освещения, Xsara, ZX
и Berlingo страдают люфтами в рулевом приводе и неисправностями системы выпуска,
а к десяти годам и тормоза начинают барахлить. А вот «гидропневматические» С5 и
Xantia, вопреки ожиданиям, проходят техосмотр гораздо увереннее, если не считать
недочетов в работе
световых приборов и потеков масла у старых машин.
Peugeot: у хэтчбеков 206 отмечаются неисправности передней подвески, тормозов,
освещения и системы выпуска. Хэтчбеки и универсалы 307 — список проблем тот же,
но ситуация еще хуже. А особенно портят отчетность старые Peugeot 406, которым с
годами все сложнее пройти техосмотр.
Seat стал худшим из всех отделений концерна Volkswagen — возможно, это связано с
менее развитым сервисом в Германии. Эксперты хвалят разве что хэтчбек Ibiza, да
и то если машина не старше семи лет. Модели Toledo и Leon тоже хороши «свежими»
(до 5 лет), а минивэн Alhambra доставляет больше всего хлопот.
Ford на редкость непостоянен, что в сумме дает не самые лучшие показатели.
Например, Fiesta хороша только до трех лет, Fusion — еще лучше новой Фиесты, у
автомобилей семейства Focus I часты проблемы с тормозами и системой выпуска. У
Mondeo встречаются дефекты передней подвески, причем пятилетние машины лучше
трехлеток.
Kia: суммарные показатели испортил минивэн Karnival. Свет, подвеска, тормоза,
рулевое управление — все вызывало претензии проверяющих. Худший результат! У Rio
рейтинг несколько лучше, хотя и у него есть проблемы с подвеской и тор-
мозами. А вот внедорожник Sorento стал просто эталоном — отмечены лишь
неисправности светотехники и потеки масла. Может, пока возраст не подошел?
Hyundai: столь любимый в России Accent любого возраста в Германии проходит
техосмотр со скрипом — из-за проблем со светотехникой и тормозами. А у машин
старше девяти лет эксперты отмечают еще и неисправности подвески и коррозию
несущих элементов кузова. Аналогичная ситуация и с моделью Elantra.
Fiat расположился в арьергарде, и это никого не удивляет. Практически для всех
моделей характерны дефекты рулевого управления, неисправности светотехники,
тормозов и прогоревшие глушители. А лучший из Фиатов — «грузовичок» Doblo.
Renault, если верить статистике TUV, делает самые ненадежные автомобили в
Европе! Относительно «беспроблемным» стал разве что Megane образца 2002 года, за
ним следуют Clio, Laguna, Scenic, Kangoo, Twingo, а замыкает список все
семейство Espace. Набор претензий полный - подвеска, рулевое управление,
тормоза, свет, система выпуска...
Chrysler замыкает этот список. Трудно в Германии пройти техосмотр и
ретро-хэтчбеку РТ Cruiser, и особенно минивэ-ну Voyager. Среди семилеток он и
вовсе худший.
|